Если посмотреть на современное сельское хозяйство, то можно увидеть, что много считающихся для нашей местности и климата традиционных объектов сельского хозяйства, заимствованы с других континентов или стран.
Поэтому не удивительно, что среди наших фермеров постепенно все больше и больше набирает популярность страусиный бизнес. Ведь, несмотря на всю свою экзотичность, разведение страусов является довольно стабильным и рентабельным делом. Главное, задумывая организацию этого дела, учитывать особенности данного направления птицеводства и спрос потенциальных потребителей.
Кто потенциальные клиенты?
Надо понимать, что страусиное мясо — продукт еще довольно экзотический, поэтому ориентироваться на то, что его будут раскупать в обычных продуктовых магазинах — нелепо и ошибочно.
Пока что это — деликатес, который должен предлагаться в ресторанах и ночных клубах, то же самое касается и яйца этой крупной птицы, так как стоимость страусиного яйца, даже обычного пищевого составляет порядка 500 рублей.
В связи с этим открывая ферму в качестве основных клиентов необходимо рассматривать представителей сферы общественного питания, а не крупные торговые сети и большие магазины. Ставка должна делаться на мелкий опт.
Кроме того, нельзя забывать о специализированных мясных лавках, небольших частных магазинах специализирующихся на продаже мяса птицы и субпродуктов.
Также страусиный бизнес может принести доход от продажи кожи птиц, их пера, жира и организации экскурсий на ферму. Тут надо ориентироваться не на конечных потребителей кожаной галантереи или модников (для пера), а на тех, кто закупает этот продукт в качестве сырья для своего бизнеса.
Экскурсии будут интересны в основном детям, поэтому для развития этого направления желательно наладить контакты с образовательными учреждениями различного уровня, включая учреждения дополнительного образования.
Подбор правильного помещения
В связи с тем, что страусоводство в России не приобрело массовый характер, ознакомиться с планировкой фермы, на которой разводятся эти птицы, начинающий фермер скорее всего сможет лишь теоретически.
Основными элементами фермы будут:
- крытое, теплое здание, в котором должны быть предусмотрены площади для взрослых птиц, молодняка, инкубатора;
- открытый, просторный вольер для выгула страусов с доступом к воде;
- хранилище кормов;
- миникотельная для отопления помещения фермы в холодный период;
- здание бойни птицы;
- здание для разделки птицы;
- специально оборудованные места для отходов.
Продажа страусов на мясо потребует того, чтобы ферма соответствовала определенным санитарно-гигиеническим требованиям.
Основной вопрос, который будет вставать в начале организации бизнеса по разведению страусов – это купить, построить или взять в аренду сельскохозяйственные постройки.
Так как многие эксперты в страусоводстве считают, что для того чтобы страусиное мясо было качественным и вкусным страусов необходимо правильно кормить и содержать, то ферму все-таки лучше построить в соответствии с требованиями технологии. Либо купить неиспользуемые здания бывших совхозов, которых масса в любом регионе страны и переоборудовать их под ферму.
Найти готовые и оборудованные под страусоводство сельскохозяйственные постройки для покупки или аренды будет сложно.
В целом приобретение и оборудование фермы обойдется владельцу не меньше чем 10 млн.руб. с учетом затрат на все согласования.
Приобретение птицы
Чтобы начать страусиный бизнес потребуется единовременно приобрести порядка 25 семей (75 особей) на это нужно предусмотреть сумму около 3 млн.руб. При этом нужно учитывать то, что несмотря на большую продолжительность жизни страусов и большой их репродуктивный период (с 2-3 до 30 лет) взрослых племенных особей придется периодически обновлять, закупая племенной молодняк со стороны, желательно с разных племенных ферм, уменьшения близкородственных связей.
Люди, давно работающие в этой сфере бизнеса, рекомендуют приобретать только что вылупившихся птенцов, их цена меньше, чем трехмесячных страусов, они в меньшей степени подвержены стрессу и проще переносят дорогу.
Прочие капиталовложения
Кроме земли, зданий и племенной птицы для открытия бизнеса необходимо:
- приобрести инкубаторы, оборудование для кормления и поения, для бойни и разделки птицы;
- смонтировать системы отопления и вентиляции, водоснабжения, освещения;
- приобрести тару, приспособленную для хранения и перевозки готовой продукции (это тоже важно, если учитывать, сколько стоит страусиное яйцо);
- купить холодильное оборудование, грузовой автомобиль или фургон для хранения и развозки страусиного мяса.
- закупить партию кормов на первый период
Для этого потребуется около 5 млн.руб.
Подбираем персонал
Для стабильного функционирования бизнеса потребуется следующий персонал, в количестве 11 человек:
- управляющий фермой;
- зоотехник;
- 2 работника по уходу за птицей;
- 5 сторожей для круглосуточной охраны и наблюдения за фермой;
- рабочий по убою и разделке птицы;
- водитель-экспедитор.
Собственного бухгалтера для небольшой компании нанимать нецелесообразно, лучше отдать бухгалтерию на аутсорсинг. Затраты на оплату труда перечисленных сотрудников составят 300 тыс.руб. в месяц с учетом страховых взносов.
Текущие расходы страусиной фермы
Среди основных текущих расходов можно назвать:
- корм, на откорм одной особи до убойного возраста — 1 год, необходимо около 400 кг комбикормов;
- коммунальные расходы на водоснабжение, теплоснабжение, водоотведение и канализацию, электроснабжение;
- ГСМ, ремонт и обслуживание автомобиля;
- обязательные медицинские медосмотры работников;
- оплату услуг ветеринара;
- обновление племенного стада;
- оплата услуг бухгалтерской фирмы;
- реклама.
С учетом расходов на заработную плату текущие расходы этого бизнеса составят около 6 млн.руб. в год.
Продвижение товара, поиск клиентов
Наиболее частой причиной, из-за которой продажа страусов на мясо, кожи, перьев и яиц этой птицы в нашей стране не может обеспечить желаемую рентабельность отечественным фермерам является то, что они направляют все усилия и ресурсы на процесс выращивания, забывая о продвижении товара.
Для того чтобы обеспечить стабильный спрос необходимо активно рекламировать продукцию страусиной фермы. Среди рекламных носителей наиболее эффективными в этом случае будут:
- заказные статьи в печатных СМИ о питании, здоровье;
- буклеты, рассылаемые потенциальным клиентам.
В рекламе необходимо активно использовать метод сравнения, так как для того чтобы подтолкнуть людей купить страусиное яйцо или мясо, им надо наглядно показать его преимущества относительно других аналогов.
Выручка и срок окупаемости
При определении возможной выручки от бизнеса по разведению страусов нужно основываться на примерных ценах и объемах продаж продуктов и услуг:
- мясо страуса филе — 600 руб./кг;
- мясо страуса тушка — 250 руб./кг;
- цена страусиного яйца — 550 руб./шт.;
- страусиная кожа (без выделки, мокросоленая) — 3 т.руб./кв.м;
- перья страуса (без сортировки на короткие и длинные) — 3 т.руб./кг;
- страусиный жир — 150 руб./кг;
- экскурсия — 1 посещение группой/ 1000 руб.
Примерная выручка в год, начиная со второго года работы фермы — 10 млн.руб.
Прибыль после уплаты налогов по УСН 6% от доходов — 3,3 млн.руб. в год
Период окупаемости — 7 лет.